Дизайн

Дизайн означает рисование. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием». От слова дизайн произошли производные понятия: «дизайнер» — художник-конструктор, «дизайн - форма» и т. д.

Цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Так считает известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти . Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть протребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала — пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

Наши оценки эстетических качеств предметов в основном субъективны, а главное, не аргументированы. Что мы можем сказать о предмете, кроме красиво или некрасиво. Да почти ничего. Чтобы уяснить, что обуславливает эстетические качества вещи , нужно разложить общее понятие о красоте на составляющие. А так как о красоте судят по внешней форме предмета, то прежде всего нужно знать, какие признаки внешней формы вообще существуют. Многое делается понятнее, когда постигаются основные закономерности человеческого восприятия. Мы узнаем, как человек подходит к предмету, как им пользуется, оценивает, отличает, сопоставляет. Только изучив механизм восприятия, мы поймём, почему нам кажется, что этот предмет красив .

Внешняя форма предмета

Самые простые — это известные нам основные геометрические формы: параллелепипед, призма, цилиндр, конус. Возможны и соединения этих геометрических тел, врезка и пересечение их в разных комбинациях. Огромное число предметов имеет ещё более сложную форму: с очертаниями двоякой кривизны, вхождением внешнего пространства в пределы этого предмета и т. п.

Для того чтобы просто описать форму предмета, дать словесный эквивалент увиденного, его объективный портрет, нужны какие-то дополнительные признаки, уточняющие это наше общее описание. Форма предмета может быть симметричной и асимметричной. Симметрия — известный нам термин. Напомним, что симметрия может быть свойственна не только элементарному предмету, но и предмету, состоящему из нескольких частей. Известно два основных вида симметрии — зеркальная и осевая.

Фигура человека — типичный пример зеркальной симметрии. Подобного рода симметрия называется зеркальной потому, что относительно средней линии обе половины человеческого тела находятся как бы в зеркальном отражении. Это случай симметрии относительно плоскости, называемой плоскостью симметрии. Осевая симметрия характерна равноудаленностью точек относительно оси (а не плоскости, как в первом случае). Симметричная фигура как бы вращается вокруг оси, оставаясь в пределах описывающей её кривой. Пример подобной симметрии можно найти в органическом мире, но ещё больше в предметном, искусственном. В органическом мире — это сосновая шишка, яблоко или орех. Среди искусственных предметов симметричных тел бесконечное множество — это и посуда, и токарные изделия, и архитектурные детали, и т. п.

Соотношения

Любой предмет обладает размерами и реальной величиной. Это абсолютно объективные параметры. Иногда значительная величина в силу своей неуместности превращается в отрицательное качество. Тогда можно услышать выражения вроде «громоздкая мебель». Каждый предмет характеризуется и своими внутренними соотношениями. В простом геометрическом теле (цилиндре, например) улавливаем соотношение диаметра и высоты. Оценивая фигуру человека, соотносим размер головы с размерами туловища. Мы и говорим: «Это человек с крупной головой», а «этот — высокий», а этот, наоборот, «коротконогий человек». Наша оценка, связанная с особенностями восприятия, относится как к естественным, так и к искусственным телам. Человеческий глаз сопоставляет величины отдельных частей между собой и по отношению к целому. Рассматривая какой-либо бытовой прибор, светильник например, мы соотносим величину его абажура с высотой стойки или величину абажура со всем прибором. С понятием «соотношение» тесно связаны понятия контраста и нюанса, или контрастных и нюансных соотношений. Применительно к предметному миру можно любое сравнение (объемов, линейных величин, фактур, цвета) охарактеризовать с точки зрения контрастности или нюансности. Контрастен может быть и сам предмет по отношению к его окружению (так контрастно металлическое блюдо на фоне ворсистого ковра).

Объемно-пространственное строение

Всякий предмет имеет, как известно, три измерения, и соотношение этих трех измерений мы всегда ощущаем.. Если ширина и высота несравненно больше глубины, то такое строение называется фронтальным. Предмет, обладающий подобным строением, как бы вытянут по фронту. Если же его глубина того же порядка, то такое строение мы называем пространственным, а фигуру с таким строением будем называть пространственной. В этом случае между передней плоскостью и удаленной частью тела есть ощутимое пространство. Предметы многообразны, и для их характеристики пользуются термином «объемно-пространственное строение». Часы — замкнутый объем, цилиндрический, кубический или призматический. Этот объем мы можем легко очертить, почувствовав его замкнутость по отношению к внешнему пространству. Табурет технически элементарнее, но его объемно-пространственная структура сложнее: ножки и сиденье, намечая пределы предмета, как бы охватывают некоторое пространство. Совершенно иное строение стакана: у него есть свое почти замкнутое внутреннее пространство, сообщающееся с внешним лишь с одной стороны.

 

 

Хостинг от uCoz