Понятие композиции
Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна, её части пропорциональны и ритмичны, вся она соразмерна человеку и предметному окружению, пластична, цвет её радует глаз. Гармоничная форма создается по законам красоты. Это общепринятое определение условно: в искусстве не существует законов, подобных законам математики или физики, можно говорить лишь о некоторых закономерностях. Процесс создания гармоничного произведения называется «композиция». Слово «композиция» в дизайне иногда подразумевает оценку, характеризующую закончиное произведение. Понятие композиции относится и к степени творчества - живописи и скульптуре, литературе и музыке. Поэтому композиция в дизайне имеет свою методику и свою терминологию. Она прежде всего опирается на необходимые качества или свойства дизайнерского произведения. Эти свойства основаны на особенностях восприятия и называются категориями композиции.
органичность и целостность формы,
пропорциональность и ритм,
масштабность,
пластичность,
цвет и цветосочетание.
Органичность и целостность внешней формы
Основной обобщающей категорией композиции в дизайне, следует считать органичность и целостность внешней формы предмета. В завершенной композиции ничего нельзя изменить без того, чтобы не вызвать изменения целого, без разрушения целого. Именно в этом смысле завершенная композиция подобна естественному организму: целостна и сплетена во всех своих деталях. В ней ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Завершенность композиции несложного предмета сводится к тому, что весь он решен цельно и воспринимается как естественно созданный. Для примера можно взять форму чайной чашки, в которой можно проследить один какой-нибудь признак, близость к сфере или цилиндру, усеченному конусу или призме. Если предмет состоит из нескольких частей, то задача сложнее: каждая из них должна нести отзвук целого, соотносится с целым. Когда детали предмета подобны, подобие их объединяет; когда же они контрастны, то объединяющим началом становится контраст. Чем значительней предмет, тем больше в нем сопоставлений, тем чаще применяется контраст. Принадлежность каждой части, детали предмета целому убедительна тогда, когда деталь естественно, органически примыкает к основной массе, телу предмета. Обычно на нем мы различаем как бы некоторую подготовку детали к примыканию. Потребность в том, чтобы определенным образом обозначить примыкание, берет начало из познания естественного мира и основано на многочисленных ассоциациях. Так, например, мы повседневно ощущаем, что рука примыкает к туловищу в суставе, в нашем представлении он как бы соединяет корпус и конечность, служит посредником, и без него немыслимо их органическое соединение. Подобные представления мы проецируем и на искусственные предметы. Процесс восприятия разделяется, как правило, на два основных этапа: первый из них — анализ, второй - синтез. Сначала человек разглядывает, изучает, затем обобщает, синтезирует. Это происходит мгновенно и, как правило, не осознается человеком. Процесс синтезирования, складывания деталей в нечто общее, целостное доставляет эстетическое удовольствие. Но когда в нас, как в зрителях, созерцающих тот или иной предмет, не возникает побуждения к синтезированию, мы остаемся неудовлетворенными. Ученые определили, что человек может воспринимать одновременно только ограниченное количество элементов (не больше 6–7). Когда их больше, то в сознании происходит объединение их в группы. Созерцая, допустим, пейзаж, поле и кустарник на фоне леса, мы как бы объединяем этот лес в один элемент, полоску поля в другой, кусты в третий. Когда же видим только лес, различаем в нем группы деревьев, а подойдя ещё ближе и рассматривая одно дерево, мы обращаем внимание на отдельные ветви или даже на листья. Таков процесс восприятия, обусловленный самим механизмом освоения и переработки информации человеком. Как картину природы мы воспринимаем и искусственный объект, многофигурный барельеф например. Охватывая его взглядом целиком по всей его протяженности, мы сначала различаем группы. Но, присматриваясь к каждой группе, прочитываем в ней отдельные фигуры, улавливая их взаимосвязь - смысловую и композиционную. Классические барельефы построены на этом, связанном с особенностями нашего восприятия, принципе.
Важнейшим качеством органичной композиции является соподчиненность её частей. Это качество, разумеется, присуще только сравнительно сложным композициям. Представим себе каждую из составных частей целого как бы «законченной в себе», автономной. В этом случае она уже не будет как-либо связана с другой, соседней частью и выпадет из целого: изделие будет состоять из отдельных самостоятельных элементов, и его целостность будет чисто механической. Соподчинение частей композиции связано с симметрией. Ось симметрии (плоскость симметрии) всегда композиционно объединяет составляющие элементы. Поэтому, если группа деталей абсолютно симметрична, она становится автономной по отношению к целому. Предмет, состоящий из отдельных симметричных групп, зрительно распадается. Подчинение одной какой-либо оси нагляднее всего прослеживается в естественном мире. Взглянув, например, на человеческую фигуру, мы отмечаем, что ни один из членов (рука, нога) не имеет своей оси симметрии, туловище со всеми его частями подчинено только одной плоскости симметрии. Соподчиненность может быть усилена применением цвета, тона и фактуры: пульт управления, например, окрашен в другой цвет, нежели остальные части машины, а корпус кинокамеры отделен от механизма. Так целое разделяется на объединенные какой-либо общей связью части при помощи цвета или фактуры.